Состоялись общественные слушания по проекту решения ГИЯРУ о продлении срока эксплуатации энергоблока №2 ЮУАЭС

25 ноября в городе-спутнике Южно-Украинской атомной электростанции прошли общественные слушания, организованные Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) по проекту решения о продлении срока эксплуатации энергоблока №2 ЮУАЭС. В них приняли участие представители ГИЯРУ во главе с председателем Сергеем Божко, Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» с президентом Юрием Недашковским, ведущие специалисты ОП «Южно-Украинская АЭС» во главе с генеральным директором Владимиром Лисниченко, эксперты Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности, делегации Украинского ядерного общества, Национального экологического центра Украины, Украинского ядерного форума, Молодежного энергетического сообщества, а также районов и городов зоны наблюдения атомной станции – из Братского, Арбузинского, Вознесенского, Первомайского, Доманевского и г.Южноукраинска – всего 583 человека. Участниками слушаний были также представители 18 центральных и региональных средств массовой информации.

Відбулися громадські слухання щодо проекту рішення ДІЯРУ про продовження терміну експлуатації енергоблока №2 ЮУАЕС

Источник: Официальный сайт Южно-Украинского энергокомплекса

Президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский в своем докладе отметил: «Сегодня, в непростой политической и экономической ситуации, в условиях фактической войны на востоке страны, в условиях снижения производства от других источников электроэнергии, атомная энергетика Украины обеспечивает надежное снабжение электрической энергией потребителей. Сегодня доля электроэнергии от атомных электростанций в общем производстве в Украине составляет более 55%. Сохранение этой доли атомной энергетики в энергетическом балансе является необходимой предпосылкой для укрепления нашей энергетической независимости в условиях ограниченности и высоких мировых цен на энергоресурсы.

 

Мировой опыт свидетельствует, что продление проектных сроков эксплуатации энергоблоков АЭС является с одной стороны необходимым шагом с точки зрения его экономической целесообразности, с другой - полностью обоснованным решением с точки зрения обеспечения необходимого уровня безопасности.

 

Согласно данным МАГАТЭ на сегодня из 441 действующего реактора АЭС в мире почти половина эксплуатируется в сверхпроектный срок (больше 30 лет - 218, из них больше 40 лет - 58 энергоблоков). При этом 112 энергоблоков готовятся к продлению эксплуатации.

 

Исходя из международных обязательств Украины и требований обновленной Энергетической стратегии  Украины на период до 2030 года,  главной задачей  ГП НАЭК «Энергоатом», как оператора всех действующих АЭС, является обеспечение высокого уровня безопасности энергоблоков в проектный и сверхпроектный срок их эксплуатации.

 

Удовлетворительный уровень безопасности энергоблоков украинских АЭС подтвержден миссиями международных организаций, таких как ВАО АЭС и МАГАТЭ.

 

Компания сконцентрировала все усилия и ресурсы, в том числе и финансовые, для выполнения необходимого объема работ и мероприятий по повышению безопасности и продлению срока эксплуатации указанного энергоблока. Как результат, на энергоблоке №2 реализованы в согласованных с Госатомрегулирования объемах мероприятия по повышению безопасности и проведены все необходимые инжиниринговые работы из оценки технического состояния оборудования,  работы по переоценке безопасности.

 

Все мероприятия, которые обеспечивают существенное повышение безопасности выполнены, в том числе «постфукусимские». Учитывая то, что достигнутые значения критериев безопасности значительно улучшены относительно установленных нормативными документами и лучше, чем на момент принятия решения о продлении срока эксплуатации энергоблока №1, некоторые некритические мероприятия по согласованию с Госатомрегулирования будут завершены в следующий ППР.

 

Такой подход позволит оптимально спланировать расходы Компании и своевременно включить блок в энергосистему Украины для прохождения осенне-зимнего максимума 2015-2016 гг.».

 

Тему продолжил генеральный директор ЮУАЭС Владимир Лисниченко. В своем докладе он остановился на комплексе организационно-технических мероприятий, которые коллектив станции реализовал и продолжает реализовывать в рамках продления.

 

Основным документом, на основании которого будет приниматься решение о возможности продления срока эксплуатации  второго энергоблока ЮУАЭС, является Отчет по периодической переоценке безопасности (ОППБ). Документ включает  анализ влияния на безопасность энергоблока проведенных модификаций, старения оборудования и строительных конструкций, нарушений в работе энергоблока, изменений технологических параметров, техногенных и природных внешних воздействий и состоит из 14 глав. В ОППБ эксплуатирующая организация обосновала возможность безопасной эксплуатации энергоблока в период до 31 декабря 2025 года при условии выполнения комплекса мероприятий по повышению безопасности в согласованных ГИЯРУ объемах и в сроки, установленные графиком реализации Комплексной (сводной) программы повышения безопасности (КсПБ) и своевременного выполнения мероприятий Программы управления старением. Отчет уже прошел государственную экспертизу.

 

Владимир Лисниченко озвучил выводы раздела «Комплексный анализ безопасности» касательно возможности дальнейшей эксплуатации энергоблока, которые гласят, что состояние оборудования второго блока соответствует установленным действующим нормам и правилам ядерной и радиационной безопасности. Он отметил, что значение такого критерия как частота повреждения активной зоны (одного из основных показателей безопасности) на блоке №2 с 2011 года улучшилось почти в 2 раза и составляет менее 10-4 1/год, а частота предельного аварийного выброса радиоактивных веществ в окружающую природную среду - менее 10-5 1/год. Планируемые ЮУАЭС технические и организационные мероприятия на последующие годы позволят и в дальнейшем улучшать показатели безопасности.

 

Для обеспечения безопасной эксплуатации второго южно-украинского энергоблока в сверхпроектный период в числе основных выполнены также работы по оценке технического состояния оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений. Все решения о продлении срока эксплуатации согласованы. Вновь назначенный срок эксплуатации для элементов реактора (корпус, верхний блок, внутрикорпусные устройства, опорные элементы) определен до 2025-2035 гг., для оборудования 1 контура – до 12.05.2035 г., для здания реакторного отделения – до 31.12.2043 г., для кабельной продукции – до 2019-2033 гг., для турбогенератора – до 31.12.2025 г., для шахты реактора – до 31.12.2065 г.

 

В своем докладе генеральный директор Южно-Украинской АЭС сообщил, что работы по повышению безопасности, модернизации, реконструкции и техническому переоснащению энергоблока №2 ОП ЮУАЭС выполняются в рамках действующих программ повышения безопасности, в том числе отраслевых - программ по замене оборудования, выработавшего ресурс, а также программ по приведению его в соответствие требованиям новых правил и норм в атомной энергетике.

 

Руководитель предприятия также кратко остановился на выполнении АЭС радиационного контроля окружающей среды, обеспечении аварийной готовности, обращении с радиоактивными отходами, социальных аспектах и на Оценке влияния на окружающую среду (ОВОС). В этом разделе, в частности, было сказано, что ОВОС выполнен с целью установления экологической приемлемости запланированной деятельности по продлению эксплуатации энергоблоков ОП ЮУАЭС по инициативе ГП НАЭК «Энергоатом». Материалы этого документа проходят государственную экологическую экспертизу. С ними можно ознакомиться на официальном сайте ОП ЮУАЭС.

 

В процессе общественных слушаний по проекту решения ГИЯРУ о продлении эксплуатации второго энергоблока Южно-Украинской АЭС звучали мнения как сторонников атомной энергетики, так и ее противников. Представители «зеленых» и экологи традиционно эмоционально призывали не давать вторую жизнь «миллионнику» ни при каких условиях и не строить на площадке ЮУАЭС новые атомные мощности. Их оппонентами выступали люди, чья жизнь давно связана с атомной энергетикой.  Например, представитель Украинского ядерного общества Владимир Коровкин поддержал продление безопасной работы  второго «миллионника» и отметил, что 30-летний срок его работы сугубо консервативен, потому что во времена проектирования реакторной установки еще не было достаточного опыта о влиянии нейтронного потока на процесс старения корпусной стали и сварных соединений. «Из доклада генерального директора станции понятно, что оборудование еще имеет достаточный запас для того, чтобы специалисты были уверены в прочности металла при дальнейшей эксплуатации», - подытожил Владимир Коровкин. Он также резюмировал, что выполненные мероприятия, повышающие безопасность блока, полностью соответствуют тем работам, которые реализовывались при продлении эксплуатации на аналогичных установках.

 

В ходе общественных слушаний также прозвучал целый блок предложений и замечаний присутствующих. Они касались вопросов повышения охлаждающей способности Ташлыкского пруда-охладителя, оздоровления реки Южный Буг, реализации программ энергоэффективности и энергосбережения, строительства 4-го энергоблока ЮУАЭС, маневренного режима атомной станции, а также социально-экономической компенсации риска населения, проживающего в 30-км зоне наблюдения АЭС. Ни один из вопросов не был оставлен без внимания, на все были даны исчерпывающие ответы.

 

Подводя итоги слушаний, председатель ГИЯРУ Сергей Божко подчеркнул: «Мы провели полноценную оценку ядерной и радиационной безопасности энергоблока №2 перед его продлением, и мы считаем, что срок его эксплуатации может быть продлен». Он также заявил, что выводы Министерства экологии по Оценке влияния на окружающую среду будут представлены Госинспекции до 7 декабря. В этот день состоится заседание коллегии Госатомрегулирования, на котором будет принято окончательное решение о возможности дальнейшей эксплуатации ЮУАЭС-2.

О назначении директора Института

На основании постановления Президиума НАН Украины от 26.03.2014 № 77 назначен чл.-корр. НАН Украины Лисиченко Георгий Витальевич директором Института сроком на два года.

26 -27 февраля 2014, в городе Клуж-Напока ( Румыния ) в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности » взял старт экологический проект № 984440 между Румынией и Украиной на тему «Модель для прогнозирования и предотвращения возможных катастрофичес

ПРОЕКТ РУМЫНИЯ - УКРАИНА - НАТО

 

26 -27 февраля 2014, в городе Клуж-Напока ( Румыния ) в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности » взял старт экологический проект № 984440 между Румынией и Украиной на тему «Модель для прогнозирования и предотвращения возможных катастрофических последствий токсического загрязнения с водораздела реки Тиса ». Румыния принимает участие в проекте в качестве члена НАТО , Украина - как страна - партнер.

Важно подчеркнуть, что это первый проект НАТО Украины, начавшийся после переформирования правительства Украины, что свидетельствует о поддержке этой влиятельной международной организацией нашей страны.

Общая цель проекта заключается в создании единой системы мониторинга для прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, согласование общих форматов по обмену информацией и координации действий по предотвращению загрязнения трансграничных рек Румынии и Украины.

Результаты проекта будут заключаться в: разработке унифицированной методологии инвентаризации источников загрязнения воды ; согласовании требований к отбору и анализу проб воды и донных отложений, разработке методов комплексной оценки действия токсикантов, которые представляют риск для человека и водных экосистем, расширение существующей системы гидроэкологического мониторинга, путем введения новых знаний по ключевым специфическим загрязняющим веществам, которые в настоящее время не контролируется; совершенствовании методологии по идентификации источников загрязнения в чрезвычайных ситуациях. Эта система будет внедрена в верхнем бассейне реки Тиса, что позволит существенно улучшить эффективность управления трансграничными водными ресурсами. Проект будет способствовать укреплению отношений и сотрудничеству между научными учреждениями и органами государственной власти обеих стран.

           Проект будет выполняться в течение трех лет. Основные исследования будут осуществляться учеными Университета «Бабеш-Боляй», Румыния (г. Клуж-Напока) и Института геохимии окружающей среды Академии наук Украины (г. Киев). К участию в проекте привлечены соответствующие службы системы государственного управления обеих стран и их территориальные подразделения: по чрезвычайным ситуациям, экологической безопасности, гидрометеорологии. С украинской стороны это: Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), Украинский гидрометеорологический центр, Центральная геофизическая обсерватория , Управление ГСЧС Украины в Закарпатской области, Государственная экологическая инспекция в Закарпатской области; Закарпатский областной центр по гидрометеорологии.

Румыния и Украина уже сотрудничала в рамках Меморандума о взаимопонимании «В направлении подготовки Плана управления бассейном реки Тиса с целью поддержки устойчивого развития региона», который был подписан в декабре 2004 года рабочей группой Международной комиссии по защите реки Дунай (МКЗД). Для г. Тиса был разработан План интегрированного управления бассейном реки, который был поддержан главами делегаций стран бассейна этой реки 10 декабря 2010 и во время второй встречи между министрами Международной комиссии по защите реки Дунай 16 февраля 2011 (Венгрии, Румынии, Республики Сербии, Словацкой Республики и Украины). Результатом этой работы было создание системы гидрологического мониторинга для прогнозирования наводнений. Указанный выше проект значительно расширяет задачи мониторинга за счет введения новой информации о бассейне реки, касающиеся специфических загрязняющих веществ, изучение механизмов их транспортировки в водоеме и создания модели для оценки и прогнозирования изменений в системе водоснабжения в случае возможных сценариев чрезвычайных ситуаций. Эта система поможет властям Румынии и Украины получить объективную информацию о состоянии водоема с целью установления общих действий, направленных на устранение негативных экологических и чрезвычайных ситуаций. Разработанные методики и модели могут быть применены к другим бассейнам трансграничных рек между Румынией и Украиной, в качестве вклада в решение проблем по водным вопросам и предотвращения возникновения конфликтов.

Координаторы проекта:

- Со стороны Румынии - доктор Михаил Семен - директор проекта, факультет экологии и инженерных наук Университета «Бабеш-Боляй», доктор Вирджиния Коман - содиректор проекта , Института химических исследований им. Ралука Рипан того же университета ;

- Со стороны Украины - член- корреспондент НАН Украины, профессор Лисиченко Георгий - директор проекта, и.о. директора Института геохимии окружающей среды НАН Украины; кандидат химических наук Герцюк Модест - содиректор проекта, заведующий лабораторией того же института.

Консультантом проекта назначен советник НАТО, доктор Ярослав Слободник, директор Института экологии Словацкой республики.

 

Полученные в процессе выполнения проекта результаты будут распространены среди местного населения по обе стороны границы. Планируется провести три международных семинара под эгидой НАТО «Наука ради мира и безопасности», с участием представителей всех заинтересованных сторон со стороны научного сообщества, органов власти и т.д. Информация будет постоянно доступна в Интернете, на сайте проекта (на украинском, румынском и английском языках).

 

 

Публикация об этих событиях в Румынской прессе (см. ниже):

 http://www.cotidiantr.ro/proiect-romania-ucraina-nato-la-cluj-72114.php#.Uw4KzYP8tzQ

ГУ "Институт геохимии окружающей среды НАН Украины" выражает соболезнование семьям погибших, которые отдали жизнь за демократию и свободу Украины.

Подкатегории